Воспитательная работа

Сайт входит в межрегиональную информационную систему «Общедоступная информация образовательных организаций России»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Бардымский детский сад"  структурное подразделение "Малышок"

Бардымского муниципального округа Пермского края

Информация о психолого-педагогической и социальной помощи

 

      Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

    Психологическое консультирование в условиях детского сада, как отмечает психолог Т.Д. Марцинковская, представляет собой «систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера». В условиях ДОУ психологическое воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов. Психолого-педагогическое консультирование направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии – задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции. В отличие от других видов психологического консультирования, предметом психолого-педагогического консультирования являются динамика и содержание психического развития ребенка на каждой возрастной стадии развития, т.е. индивидуальные особенности возрастного развития.

    Целью психологического консультирования в ДОУ является оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.

    Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не выходит за рамки профессиональной компетенции педагога – психолога ДОУ.

    В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Принципы психолого-педагогического консультирования включают (О.А. Карабанова) этические, стратегические и тактические.

    Важнейшими этическими принципами являются:

    - принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности;

    - принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации;

    - принцип компетентности и ответственности консультанта.

    Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития составляют:

    - принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой);

    - принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.

    Тактические принципы психологического консультирования включают:

    - принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией;

    - принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер;

    - принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками;

    - принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка;

    - принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно – развивающих мероприятий и их реализации.

    Психолого – педагогическое консультирование проходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:

    1. Этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных).

    2. Этап комплексного психологического обследования.

    3. Аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций).

    4. Этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследование до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы).

    5. Этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.

    Одной из приоритетных задач педагога-психолога ДОУ является выявление и преодоление отклонений и проблем дошкольника. В настоящее время выделяются следующие трудности, характерные для ДОУ:

    1. Ухудшение здоровья детей:

    - изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.

    2. Неготовность детей к поступлению в детский сад.

    3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада.

    4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку:

    - некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;

    - ослабление духовных связей между родителями и детьми, кризисное состояние семейных отношений;

    - отторжение детей из семьи, ведущее к «социальному сиротству» и росту бродяжничества.

    5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов, обеспечивающих процесс сопровождения:

    - отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;

    - недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения;

    - педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;

    - усложнение образовательных программ без учета возможностей детей.

    6. Низкая квалификация педагогических кадров:

    - недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно оказывать необходимую помощь детям и их родителям в полном объеме.

    7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.

    Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально – психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем сегодня существует общепринятая классификация психологических проблем, возникших у детей (Венгер А.Л. 2001).

    Выделяют:

    1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, и т.д.).

    2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.).

    3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.).

    4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.).

    5. Неврологические проблемы (тики, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

    Источником дополнительного консультирования является создание информационных уголков, стендов, папок передвижек.

Дата последнего обновления страницы 05.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения